Бои в середине июля 1920
|
К 4 июля части Русской армии закончили в главном перегруппировку, после которой Донской корпус остался на прежнем месте фронта, на участке у Азовского моря, от Ногайска до колонии Вальдхейм, 1-й Армейский корпус, сменив части 2-го корпуса генерала Слащева, занял участок фронта от колонии Вальдхейм до станции Попово возле реки Днепра (через хутора Острякова и Вальдорфа). 2-й корпус стал по течению Днепра, где пополнялся и приводил себя в порядок после ряда боев. Сводный Доно-Кубанский корпус был расформирован и 1-я, 2-я и Кубанская конные дивизии (кубанцы полностью сели на коней после разгрома Жлобы) были сведены в Конный корпус под командой генерала Калинина, бывшего начальника 2-й Донской дивизии. Этот корпус сосредотачивался в районе Большого Токмака. В городе Мелитополе заканчивалось формирование 6-й пехотной дивизии, в состав которой вошли Самурский, Смоленский и Кавказский полки.
Красные в этот период времени также приводили свои, пострадавшие в боях, части в порядок и пополняли их. В состав красной 13-й армии все время приходили пополнения и свежие части из всех округов Европейской России, из Сибири и Кавказа. Они были расположены в то время следующим образом: на участке от устья реки Днепр до Никополя (на правом берегу Днепра) находились части Латышской и 52-й пехотных дивизий и в этот район была отправлена 15-я стрелковая дивизия, из Сибири подходила 51-я стрелковая дивизия Блюхера. Эта дивизия направлялась на Польский фронт, но с дороги была спешно повернута на Крымский фронт. Все эти части в будущем составили правобережную ударную группу советских войск 13-й армии. В левобережной группе войск 13-й советской армии находились: на участке по реке Конской до села Щербаковки — 3-я стрелковая дивизия; в районе от колонии Гохгейм, через колонию Тифенбрун, село Сладкую Балку до села Очеретоватое были расположены части 45-й стрелковой дивизии, от села Семеновка до местечка Могилянск находилась 42-я стрелковая дивизия, в районе села Михайловка — 40-я стрелковая дивизия, возле железной дороги Пологи—Бердянск до станции Петровской, что в 15 километрах северо-западнее города Бердянска, 2-я Конная армия и все время подходившие свежие части конницы находились в армейском резерве. По имевшимся в то время сведениям у командования Русской армии, силы красных, стоявших непосредственно на фронте, определялись в 35 000 штыков и 10 000 сабель, входивших в 11 пехотных и стрелковых дивизий и в 6 кавалерийских. Общую же численность красных войск против Русской армии генерал Врангель определял в 250—300 тысяч человек, включая в это число резервы, тыловые и запасные части красных.
По советским данным, в имеющихся источниках, Русская армия в то время имела на участке Крымского фронта в боевой линии 25 000 штыков, 10 500 сабель, 178 орудий, до 8 бронепоездов, около 15 танков и 33 самолета. В то же самое время, по тем же источникам, советские авторы определили свои силы в боевой, линии в 40 000 штыков и 5500 сабель при 247 орудиях, 7 бронепоездах и 45 самолетах. Во главе последних находился известный летчик Павлов, отличившийся в первую мировую войну. Коротков, сообщая данные о числе сабель, не включил в него 2-ю Конную армию, находившуюся в то время в армейском резерве и пополнявшуюся после разгрома конных частей корпуса Жлобы.
По данным штаба Главнокомандующего Русской армии приблизительно к 10-м числам июля в боевой линии на фронте в составе 13-й советской армии находились: 3-я, 15-я, 29-я, 40-я, 52-я и Латышская стрелковые и пехотные дивизии и, прибывшая из Сибири, 51-я стрелковая дивизия Блюхера. К 20 июля подошли на фронт в состав 13-й советской армии: из 7-й советской армии 1-я стрелковая дивизия с северо-западного фронта, 23-я стрелковая дивизия и Сибирская бригада добровольцев. Из состава 2-й Конной армии к этому времени уже находились на линии фронта 2-я, 16-я и 21-я кавалерийские дивизии и Особая кавалерийская бригада. Подтягивалась к линии фронта 20-я кавалерийская дивизия. К середине июля в район Гуляй-Поля прибыла Петроградская бригада курсантов, численностью в 1500 штыков (по показаниям пленных курсантов, когда она была разбита под городом Ореховым). Коротков в своей книге численность бригады курсантов уменьшает, показывая ее в 1200 штыков. Эта бригада курсантов состояла из воспитанников бывших военных училищ в Петрограде — Павловского и Владимирского, в Москве — Алексеевского и Александровского и в Петергофе — школы прапорщиков. Командовал этой бригадой бывший капитан Преображенского полка Около-Кулак. Он был убит позже под селом Михайловка разрывом снаряда 7-й Дроздовской гаубичной батареи.
В тылу у красных стали действовать партизаны, некоторые из них снабжались деньгами и оружием частями Русской армии.
Таково было положение на Крымском фронте в начале июля, когда генерал Врангель 5 июля отдал следующий приказ:
«Генералу Кутепову объединить командование Донским, 1-м Армейским и Конным корпусами.
Сосредоточить ударную группу в районе Токмака и на рассвете 10 июля разбить Александровскую группу красных, стремясь прижать ее к Днепровским плавням.
По выполнении этого, удерживая частью сил линию Жеребец—Конская, прочими силами ударной группы бить по тылам Пологской и Верхне-Токмакской групп противника.
Генералу Слащеву выполнять прежнюю задачу».
По просьбе генерала Кутепова, начало операций, согласно этого приказа, было перенесено на предрассветные часы 12 июля.
2-й Армейский корпус генерала Слащева продолжал охранять фронт по течению Днепра от устья до станции Попово, где он соприкасался с левым флангом Марковской пехотной дивизии, занимавшей участок фронта до Большого Токмака исключительно. От Большого Токмака до Черниговки простирался участок фронта, занимаемый частями Корниловской ударной дивизии, дальше до городка Ногайска, на побережья Азовского моря, стояли части Донского Корпуса. Дроздовская стрелковая дивизия была сосредоточена в ближайшем резерве в районе колонии Гоффенталь.
Вечером 9 июля, во исполнение приказа генерала Врангеля, прошли в район Большого Токмака, через Альт-Нассау, части 2-й Конной дивизии генерала Морозова и вслед за ними — части Кубанской дивизии генерала Бабиева. В тот же район к исходу 10 июля подтянулись части 1-й Кавалерийской дивизии генерала Барбовича.
Около 19 часов 11 июля из колонии Гоффенталь, под звуки егерского марша и сопровождаемая приветствиями и пожеланиями успеха жителями колонии, Дроздовская дивизия выступила в Нижний Куркулук, куда и прибыла к 22 часам того же дня.
В 3 часа 30 минут 12 июля началось наступление ударной группы генерала Кутепова. В центре двигалась, посаженная на повозки, Дроздовская стрелковая дивизия в направлении на город Орехов, имея головным 1-й Дроздовский стрелковый полк под командой генерала Туркула, за ним двигался 2-й Дроздовский стрелковый полк генерала Харжевского, а последним — 3-й Дроздовский стрелковый полк генерала Манштейна. Артиллерия — при полках.
Правее Дроздовской дивизии наступали конные части дивизий генералов Бабиева и Морозова, а левее — полки 1-й Кавалерийской дивизии генерала Барбовича. По пути движения Дроздовской стрелковой дивизии красные части из состава 46-й советской стрелковой дивизии в последовавших столкновениях у колоний Тифенбрун и Блюменталь и затем у села Копани, были опрокинуты и отброшены на северо-восток. После этого 1-й Дроздовский полк свернул на северо-запад и занял села Ново-Андреевку и Ново-Павловку.
Продолжая продвижение вперед, после полудня 2-й и 3-й Дроздовские стрелковые полки вошли в город Орехов, уже занятый частями Кубанской дивизии. Наступая Кубанцы уже успели захватить до 3000 пленных, а Донцы генерала Морозова — у села Сладкая Балка — большой обоз красных.
Части ударной группы двигались большим кулаком, предполагая встретить большие силы красных, а на самом деле серьезного сопротивления оказано не было и в город Орехов наши части вошли почти без боя, чему особенно радовались жители его. Город быстро переполнился войсками настолько, что по улицам не особенно легко было продвигаться батареям. По первому впечатлению казалось, что наш удар пришелся по воздуху, но дальнейшие события показали совсем иное.
Во второй половине дня 12 июля 2-й Дроздовский стрелковый полк перешел из города в смежное село Преображенское, а 1-й Дроздовский полк занял позиции в районе вокзала и на городских окраинах Орехова. 3-й Дроздовский полк выступил вечером с конницей генерала Морозова на Жеребец, который и был занят без боя.
В дальнейшем эта группа должна была совершить рейд на город Александровск, где находился штаб 13-й советской армии. Конница генерала Барбовича двинулась из Орехова на запад в направлении на село Щербакове, где по полученным сведениям сосредоточивались красные. Корниловская ударная дивизия, потеснив 42-ю советскую стрелковую дивизию, 12 июля выдвинулась на линию Ланскроне—Шензе—Сладкая Балка. Части Марковской дивизии отбросили 3-ю советскую дивизию за линию Янчекрака. Таким образом, ударная группа генерала Кутепова сильно выдвинулась на север — по сравнению с общей линией фронта. Таким положением воспользовались красные и стали нажимать на город Орехов с востока и юго-востока. Уже 12 июля обозначилось со стороны Полог наступление красных, которые выбили нашу заставу из М. Токмачки около 16 часов и в то же время, появившиеся бронепоезда красных открыли артиллерийский огонь по городу Орехову. Красные также пытались наступать на город Орехов, но их без особого труда отбросил 2-й батальон 2-го Дроздовского стрелкового полка, совместно с одним из полков Кубанской конной дивизии.
В книге советского военного историка Короткова записано, что части Русской армии внезапно перешли в наступление на Орехов и Жеребец, причем боевые действия приняли сразу широкий размах, части 46-й советской дивизии были отброшены на восток и северо-восток. Фронт, по его словам, в районе города Орехова был прорван, чем создалась реальная угроза развития этого прорыва.
Ввиду создавшегося положения, красное командование, чтобы воспрепятствовать дальнейшему продвижению Русской армии, приказало своим войскам следующее:
2-й Конной армии ставилась задача нанести сильный контрудар в направлении на Жеребец и Орехов, остановить дальнейшее продвижение частей противника на север и разбить, находившиеся в этом районе, войска Русской армии; частям 13-й советской армии приказано было одновременно наступать на Орехов и Большой Токмак и отрезать пути отхода на юг частям противника в этом районе. Совместное начало намеченной операции назначалось на 13 июля.
В течение дня 13 июля 1-й и 2-й Дроздовские стрелковые полки, вместе с Кубанской конной дивизией вели бой с наступающими красными в районе города Орехова и села Преображенского. В 15 часов красные одновременно атаковали с востока из района М. Токмачки позиции 2-го полка у села Преображенского и с юго-востока — позиции 1-го полка у города Орехова, но были отбиты. Правее и левее позиций 2-го полка у села Преображенского действовала конница генерала Бабиева, части которой уже было заняли М. Токмачку, но перешедшей в контратаку красной пехотой с броневиком из села были выбиты.
В этот день 1-я Конная дивизия генерала Барбовича в районе Щербакове основательно потрепала красных, захватив в плен свыше 1000 красных, среди которых было немало латышей и мадьяр. После этого конницу генерала Барбовича спешно перебросили в помощь Марковцам, встретившим упорное сопротивление красных.
2-я Конная дивизия генерала Морозова, двинутая в обход красных на север, заняла станцию Камышеватку, называемую также Камушевахой.
Генерал Врангель остался весьма недоволен таким образом действий конницы под командой командира Конного корпуса генерала Калинина. Последний разбросал свою конницу по частям, вместо того, чтобы действовать ее сосредоточенной массой.
Марковцы при поддержке конницы к исходу дня отбросили части 3-й советской дивизии за реку Конскую и продвинулись к Щербаково. Атакующие, Дроздовцев и Кубанцев в течение целого дня на фронте Омельник—М. Токмачка—Работино красные, имевшие целью овладеть городом Орехово, успеха не имели. Частям же 2-й конной армии удалось захватить селение Жеребец, а 42-я советская дивизия, потеснив Корниловцев, вышла на линию Сладкая Балка— Шензе, заняв к югу и в тылу города Орехова село Копани. После занятия Жеребца 21-я советская кавалерийская дивизия была направлена в район Камушевахи—Фисаки, а 2-я кавалерийская дивизия имени Блинова — для занятия города Орехова. 3-я советская стрелковая дивизия получила приказ, удерживая своим правым флангом село Янчекрак, главные силы сосредоточить на своем левом фланге — для удара на город Орехов. 46-я советская стрелковая дивизия, вместе с прибывшей на этот фронт Петроградской бригадой курсантов, получила задачу овладеть городом Ореховым и селом Вторые Копани, что в 10 километрах южнее города Орехова. 42-я советская стрелковая дивизия, с приданными ей частями конницы (4-й и 5-й бригад и 42-го конного полка) и при поддержке бронемашин получила приказание наступать на Большой Токмак с целью отрезать частям Русской армии пути отступления на юг. 40-й советской дивизии было приказано наступать на ее участке фронта, чтобы оттянуть на себя возможно больше сил противника и тем самым поддержать наступление 42-й советской дивизии.
В связи с сложившейся обстановкой к концу дня 13 июля, когда красные обошли город Орехов с трех сторон, защищать его, находящегося в лощине, было невозможно, и поэтому было приказано город оставить и отойти на бугры за селом Ново-Алексеевкой. Во исполнение этого приказа, наши части ночью с 13 на 14 июля покинули город. 3-й Дроздовский стрелковый полк, бывший при 2-й Конной дивизии генерала Морозова в районе Камушевахи также отошел несколько к юго-западу.
В 9 часов утра 14 июля красные, войдя тремя колоннами, без боя заняли город Орехов. Коротков, в своей книге, где вообще замечено много неточностей, пишет, что «27 июля (по нов. стилю) 46-я дивизия и бригада курсантов заняли Орехов. Бои за этот город отличались особым героизмом советских войск. Курсанты шли в штыковую атаку с пением «Интернационала», наводя страх на Дроздовцев, считавшихся «цветом» Врангелевской армии».
На самом же деле, 14 июля в город Орехов вошли лишь части советской пехоты и никаких курсантов в тот день в Орехове не было. Город был оставлен Дроздовскими полками без боя, ввиду сложившейся обстановки на этом участке фронта. Бой же с курсантами разыгрался только в ночь на 16 июля (или, по нов. стилю, 29 июля), причем бригада курсантов была тогда разгромлена и город взять не смогла.
Отойдя от города Орехова и пройдя село Ново-Андреевку, 1-й и 2-й Дроздовские стрелковые полки расположились в поле, и в Ново-Андреевку вошли без боя красные. Переброшенная в этот район конная дивизия генерала Барбовича с боем овладела селом Копани, захватив свыше 800 красных в плен, а перешедший в наступление 1-й Дроздовский полк к 15 часам выбил красных из села Ново-Андреевки, захватив также свыше 150 пленных. После взятия села Копани 1-я конная дивизия генерала Барбовича двинулась на село Жеребец и заняла селение Аул, отделенное от Жеребца рекой Конской. В 22 часа 14 июля Дроздовцы атаковали красных в Орехове и к полуночи город был полностью очищен от красных. 2-й Дроздовский полк после этого занял вновь село Преображенское. Кубанская дивизия генерала Бабиева продвинулась к востоку от Орехова, захватив одно орудие и около 700 пленных. Марковская дивизия утром 14 июля атаковала красных и отбросила их за реку Мокрая Московка, овладев селениями Веселая и Царицынский Кут. В тот же день Корниловцы вели упорные бои с 42-й советской дивизией и с приданными ей конными полками красных, сильно нажимавших на восточные подступы к Большому Токмаку, но и здесь красные не имели успеха. Донцы, перейдя в наступление, оттеснив 40-ю советскую дивизию за железную дорогу Пологи—Бердянск, вышли во фланг 42-й советской дивизии. Части 2-й советской конной армии, направленные в район Камушевахи—Фисаки, после упорного боя были принуждены оставить этот район, отступив в северо-восточном направлении.