Корниловский Ударный полк по данным генерала Головина

В 1936 году в Париже вышла из печати книга «Корниловский Ударный полк». Историческую ценность ее профессор, Генерального штаба генерал Н. Головин (руководитель Высших военных курсов в Париже и заочных — во всех странах рассеяния Русского Общевоинского Союза) в своем предисловии к книге определяет так:

«Вниманию читателя предлагается книга «Корниловский Ударный полк». Составитель этой книги — опытный писатель. Интереснейший документальный материал в талантливом изложении М. А. Критского от первой и до последней страницы будет держать читателя в напряженном состоянии. Перед ним ярко предстанет крестный путь доблестнейших Корниловцев. Как драгоценные камни, блестят проявления высшего героизма на мрачном фоне братоубийственной войны. Не сомневаюсь, что читатель сам оцени книгу «Корнилов с кий Ударный полк». Я же, как военный историк, хочу обратить здесь внимание на другую, еще не написанную книгу, но которая должна быть написана. Я говорю про «Историю Корниловского Ударного полка».

Выдержки из сохранившихся в руках Корниловцев документов, приведенные М. А. Критским в книге, показывают, как нужна эта полная история. Весьма вероятно, что эта полная История не будет так легко читаться, как книга «Корниловский Ударный полк», но зато она сохранит для потомства все подробности повседневного героизма полка. Без этих подробностей, при этом всех подробностей, всякое изображение является условным и субъективным. А между тем, сохранить эту полную картину Корниловской доблести нужно для возрожденной России. Воинская доблесть — далеко не столь часто встречаемое качество, как это принято думать. Поэтому народ, в Армии которого много доблести, может взирать на свое будущее спокойно, несмотря на свое мрачное настоящее. А какую высшую доблесть проявили Корниловцы, — свидетельствует сухой язык цифр: с 25 мая 1917 года по 1 ноября 1920 года Корниловский Ударный полк, и впоследствии — полки Корниловской Ударной дивизии, выдержали 570 боев (в это число не входят бои, которые вели отдельные батальоны или роты) и потеряли убитыми 13.674 человек и ранеными 34.328. а всего 48.002 человека...

Неужели же в нас так мало национального самосознания, что мы допустим, чтобы время стерло в нашей памяти все морально красивое из нашего прошлого? Неужели наша эмиграция, празднующая каждый год праздник Русской Культуры, не проникнется мыслью о настоятельной необходимости сохранить память о существеннейшей части этой культуры, — о Русской Доблести? Или же Корниловцам и теперь суждено, в своем желании сохранить для потомства повесть о геройстве своих павших соратников, быть столь же одинокими, как тогда, когда они вели кровавую борьбу за спасение России? Хочется верить, что книга «Корниловский Ударный полк» побудит русских людей, живущих за рубежом, поддержать начинание Корниловцев и это явится лишь первым шагом к напечатанию полковой «Истории Корниловского Ударного полка».

Профессор, Генерального штаба генерал Н. Головин»

 

Обстановка и причины для зарождения национально-патриотического движения для спасения бытия России и выдвижение Генерала Корнилова на роль Вождя ярко освещены в приводимой ниже статье генерала А. Драгомирова.

Корниловский Ударный полк — это детище Генерала Корнилова, результат его призыва Армии и русского народа бороться в наше смутное время за само бытие нашего Отечества, сначала за сохранение Действующей Армии, а потом уже и против захвата власти агентом Германии — Лениным во славу диктатуры мирового пролетариата. А потому для этого, перед изложением материалов для Истории Корниловского Ударного полка необходимо осветить личность Генерала от инфантерии Лавра Георгиевича Корнилова как его Вождя и Шефа Полка.

В своей статье «Всемирное значение исторического подвига Генерала Корнилова» генерал Драгомиров написал:

«На долю нашего поколения выпал удел жить и творить условия жизни в обстановке, еще никогда небывалой а мировой истории. История знала много всяких конфликтов: религиозных, политических, экономических и социальных. Они периодически вносили потрясения в жизнь народов, которых они непосредственно касались. Результаты этих потрясений отражались в той или иной степени и на жизни других народов и вносили немалые перемены в естественный ход их собственной истории. Но никогда еще в мировой истории не было случая, чтобы все эти разнообразные потрясения происходили одновременно и одновременно же отражались на судьбах народов буквально всего земного шара. Для всего человечества наступила трагическая эпоха его жизни, когда все религиозные, духовные и моральные устои, на которых десятками веков строилась жизнь народов всего света, оказались поколебленными, и никакие другие, которые могли бы прийти к ним на смену, еще не выдвинуты. А между тем жизнь не терпит. Она ежедневно, ежечасно нуждается в привычных формах государственной и социальной жизни. Дилемма: «Быть или не быть» неотступно, мучительно тревожно стоит перед каждым человеком. Для всех нас, кого революция 1917 года застала на фронте, сразу выявив свой звериный, безбожный, антирусский и антиморальный лик, не было никакого сомнения, что она означала не только бесславный проигрыш Россией первой мировой войны, но еще и вступила на путь открытой борьбы против самых священных устоев, на которых многими столетиями, в невыразимых муках созидалась нашими предками «Святая Русь». Мало кто это понимал в начале революции, когда с преступным легкомыслием разрушалась Армия, призываясь не к защите своей Родины, а к защите революции. Даже теперь, после 37 лет, прошедших с того мрачного времени, мы вспоминаем с чувством негодования и мрачного отвращения о руководителях этого сознательного разрушения исторической России. И, наоборот, с величайшим благоговением и благодарностью думаем о тех, кто в годину повального помешательства сохранили ясность мысли, твердость убеждений и с открытым забралом выступили на борьбу не на жизнь, а на смерть против зачинщиков смуты, пытаясь спасти то, что еще было можно спасти.

И здесь, со всей исторической объективностью, мы должны по всей справедливости поставить на первое место Генерала Корнилова, который в качестве Верховного Главнокомандующего первым мужественно возвысил свой голос, призывая к спасению гибнущей Родины, и указал ряд мер, которые необходимо было для этого применять. Этот призыв привел к величайшему, еще небывалому в военной истории всех времен и всех народов позору «Быховского заключения Верховного Главнокомандующего всех Российских Вооруженных сил и его ближайших сотрудников».

Но этому «заключению» суждено было получить глубокий символический смысл, и воспоминание о нем стало для всех его перенесших предметом великой гордости. В Быхове родилась величайшая идея 20-го века о борьбе против коммунизма. Здесь впервые возникла мысль о начале Белой Борьбы с оружием в руках для защиты поруганных святынь, за честь и достоинство России, за сохранение величайших ценностей Веры, Духа и Морали, на которых стояла Императорская Россия. Вспоминая сегодня о Тебе, Лавр Георгиевич, я не могу даже пожелать Тебе «спать спокойно», так как Твое израненное и окровавленное тело не нашло себе пристанища ни на Русской Земле, за которую Ты отдал свою жизнь, ни на чужой. Сознавая всю колоссальную опасность Твоего подвига для судеб России, смертельные враги Твои рассеяли Твой прах по ветру, думая этим вычеркнуть из памяти народной самое имя Твое. Но и здесь они оказались плохими психологами. Твой прах разнесся по всему земному шару. Нет сегодня той точки на земле, на которой не взошли бы семена. Тобою брошенные, и где не шла бы отчаянная, местами открытая, местами в подполье, борьба за сохранение самых драгоценных основ Веры, Духа и Морали, на которых стояло и вновь будет стоять человечество, если оно сумеет, подобно Тебе, ясно увидеть, в чем заключается самая большая задача нашего времени, и найдет в себе ту силу воли, ту преданность идее и ту самоотверженную готовность отдать свою жизнь за них, которых Ты был таким ярким представителем и которые Ты нам завещал.

Дорогие друзья Корниловцы, рыцари Белой Борьбы! Ваши подвиги безмерны. Но перед вами стоит еще один, самый главный и самый трудный. Среди океана злобы людской, которая совершенно определенно стремится всячески вас развенчать, не останавливаясь перед низкой клеветой и извращением истины, умейте сохранить незыблемым тот священный огонь, который горит в ваших сердцах, воспламеняйте всех вас окружающих, в особенности молодых, идущих вам на смену наследников, завещав им донести ваш Белый Стяг до родной земли, не обращая никакого внимания на творящуюся вокруг вас дикую свистопляску».

Значение роли Корниловского Ударного полка в борьбе за честь России против рабства диктатуры Ленина-Сталина и других палачей нашего Отечества — велико, но оно может быть предано забвению с концом нашей жизни, и об этом напоминает нам в 1964 году из Аргентины бывший последний начальник штаба нашей Дивизии профессор, Генерального штаба полковник Месснер, Евгений Эдуардович, в своей статье, помещенной в бюллетене «Корниловцы», — органе нашей связи:

 

Законсервированный Дух

Не виню никого. Виню всех. Никто и все виноваты в том, что наши полковые колонны имеют только «голову» и не имеют «хвоста». Голова седая, а хвоста нет. «Не то важно, что эмиграция существует, важно то, что она вымирает,» - сказал однажды Сталин. Мы вымираем, это значительный, важный факт. Но мы еще существуем, — это тоже факт важный и значительный, потому что мы храним в душах своих, в полковых Объединениях, дух России, дух Белой Борьбы, дух нашего доблестного Войска. А мы, Корниловцы, храним еще и дух нашего (почему-то так редко поминаемого) полковника Неженцева и нашего Великого Генерала Корнилова.

Вот собрались мы в Париже, Брюсселе, Нью-Йорке, Буенос-Айресе и в других местах в день Полкового праздника. Провели этот день в добром воинском единении и, оторвавшись от будней, поднялись на высоту Корниловского духа. Это было радостно. Это было красиво. Но было бы еще великолепнее, если бы сумели мы сберечь этот дух не только для себя, но и для России, чтобы в будущей Русской Армии возродилась та красота, которою Корниловский полк и дивизия озарили мрачное время гражданской войны. Для этого бережения духа у нас нет преемственности возрастов берегущего кадра. Если не случится чуда, если Россия не освободится в самом скором времени, то некому будет донести до России то чудо, которое мы бережем: дух Корнилова. А донести надо. Мы окажемся дезертирами Корниловского долга, если не позаботимся о передаче Корниловского духа будущей Русской Армии. Теперь уже поздно искать смену и воспитывать ее. Но есть другая возможность не стать дезертирами долга, ибо если у Знамени часовые сменяются один за другим, непрерывной чередой, то караул у духа, у Корниловского духа, могут нести не только люди, но и души в строю там, на небе, души усопших Корниловцев. Умер Суворов, ушли к нему его генералы, офицеры, чудо-богатыри. Прошли десятилетия, и суворовский дух ожил в Русском войске: отыскал генерал М. И. Драгомиров текст суворовской «Науки побеждать», внушил ее своему офицерству, а через него всему Российскому офицерству, и пошла в 1914 году наша Армия драться по-суворовски. Этот же суворовский дух осенил Генерала Корнилова, а через него и всю Добровольческую Армию. Так, без физической преемственности поколений воинов стала реальностью духовная преемственность. Так, на фоне событий, происшествий, подвигов и быта вырисовывается дух славной Дивизии. Если уцелеет хотя бы один экземпляр такой книги и попадет в руки хорошего офицера будущей Русской Армии, то в ней начнет зарождаться и дух Корнилова. Скажу, что нам нужна такая книга, но едва ли найдется сейчас возможность написать ее, и поэтому я предлагаю-, пусть каждый из нас вспомнит то Корниловское настроение, которое он пережил, как и каждый год, во время Полкового праздника. Пусть каждый проникнется твердым желанием еще раз послужить родному Полку, полковнику Неженцеву, Генералу Корнилову и Матушке России. Пусть это желание побудит каждого взяться за перо и написать все, что помнит он о битвах Полка и Дивизии, о переходах, биваках и дневках, о командирах, о товарищах, о подчиненных и о себе, о моментах смелости и о мгновениях робости, о бодрости и об унынии, о том, как умирали ради победы и как побеждали ради бессмертия России. Пусть каждый пишет просто, не витиевато, искренно и справедливо, не стесняясь стилем, не фантазируя, не привирая, не критикуя, не забираясь в стратегию, да и в тактике шагая не выше своей тогдашней должности. Словом — честно и от души. Тогда сумма этих записей даст грандиозную картину нашего Полка и Дивизии. Не беда, если не найдется желающего и способного превратить эти человеческие документы в полковую историю, — и необработанный материал станет «консервированным духом Полка и Дивизии, которым когда-либо воспользуются воины России и во славу тех Ее воинов, которые носят имя — Корниловцы».

Добавление составителя материалов к статье полковника Месснера.

Но история требует не только объективности, «и описания деталей боевой жизни, и притом всех деталей. И как при этом скрыть от истории то, что доходило до нас о действиях нашего руководства, результаты чего ощущали мы? Весьма вероятно, что доходившее до рядов наших доблестных полков не было точным, но несмотря на это оно давило на мораль строевой части, отчего во многих случаях зависела победа или поражение. Дух строевой части — это залог не только точного выполнения приказа командования, но и залог успеха. Вот почему в моих материалах в некоторых случаях будут попадаться места с высказыванием взгляда на действия нашего высшего начальства.

Полковник Левитов

 

НАШ ПОЛК

Наш полк, наш полк — заветное, чарующее слово
Для тех, кто смолоду и всей душой в строю,
Другим оно старо, для нас все так же ново
И знаменует нам и братство и семью,
О Знамя ветхое, краса полка родного,
Ты, бранной славою венчанное в бою,
Чье сердце за Твои лоскутья не готово
Все блага позабыть и жизнь отдать свою?
Полк учит нас безропотно терпеть лишенья
И жертвовать собой в пылу святого рвенья.
Все благородное: отвага, доблесть, долг.
Лихая удаль, честь, любовь к Отчизне славной,
К великому Царю и Вере православной
В едином слове том сливается: НАШ ПОЛК.
 
Марш Виленского военного училища.
Слова Великого Князя Константина Константиновича,
Инспектора всех военных училищ.