Наступление Добровольческой армии весной 1919

4-го мая, опять наступая, красные отрезали было путь отступления нашему бронепоезду «Генерал Алексеев», заняв Моспино, но нашим ответным контрнаступлением они были выбиты из Моспино и тем самым бронепоезд был спасен. На участках фронта были обнаружены части, состоящие из китайцев.

Наметился перелом в нашу пользу и уже 9-го мая Добровольцы начали медленно продвигаться вперед и днем 10-го мая заняли Дмитриевск. Красные отходили, оказывая упорное сопротивление. 12-го мая наши части повели наступление на многих участках фронта, а генералом Шкуро, в тылу противника, были заняты ст. Юзовка и Авдеевка. После этого наши части без всякой особой задержки вышли на линию Ясиноватая—Скотоватая. Красные, не ожидая нашего наступления, не успели эвакуировать Ясиноватой, от которой отходили густыми колоннами. Зайдя в тыл, наши наложили на рельсы железной дороги кучу шпал и рельс. Поезда двинулись из Ясиноватой, но когда 3-я батарея Дроздовцев открыла по первому уходящему поезду огонь, он ускорил ход и, не видя баррикады на рельсах, налетел на нее. Передние колеса паровоза перескочили через первые шпалы, потом все там перепуталось. Поезд дальше не мог двигаться ни вперед, ни назад. Вслед за ним вскоре со станции двинулись бронепоезда красных и, подойдя к месту аварии поезда, стали метаться взад и вперед. Они отстреливались еще часа 2—3, но потом принуждены были сдаться. Один матрос стрелял до последнего и его из револьвера убил полковник Манштейн, будущий командир 3-го Дроздовского стрелкового полка, и в Крыму командующий Марковской дивизией, при прорыве Буденного. На одном из захваченных бронепоездов, а именно, на «Военных моряков Балтийского флота № 2», была следующая надпись: «Никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобождения своей лишь собственной рукой». Довольно оригинально для моряков коммунистов.

Всего было захвачено в Ясиноватой 3 бронепоезда и 7 больших железнодорожных составов, груженных имуществом, а на платформах одного из них и 2 броневых автомобиля. Там же в Ясиноватой попал в плен штаб одной из частей красных. Продвигаясь дальше, наши части к вечеру заняли деревню Землянку, а на другой день, 13-го мая днем, вошли в Скотоватую и теперь знаменитый «желтый» бугор, впереди нее, был занят почти без сопротивления. 14-го мая была занята Горловка, а 15-го мая в руках Дроздовцев оказалась и Никитовка.

Никитовка большая узловая станция. Большевики здесь успели взорвать два железнодорожных моста и тем самым преградили путь, на несколько дней, нашим бронепоездам. Под влиянием поражений красные стали метаться и дух в их частях упал. По всему видно было, что они решили отступать до Харькова. Наши продолжали наступление в направлении на Бахмут и к вечеру разведка дошла до станции Курдюмовка. В последующих днях наступление велось по всему фронту, причем наши части все время, выходя в тыл противника, наводили на красных большую панику. Вскоре и Константиновка была в наших руках. Таким образом в течение десяти дней части Добровольческой армии, наступая, вернули почти всю ту территорию, которую в течение трех месяцев, медленно, с упорными боями, оставляли.

Красные в дни нашего наступления, кроме бомб с аэропланов, разбрасывали прокламации с обращениями к офицерам, в которых они указывали на безнадежность нашего положения, что, дескать, мы приперты к морю и окружены со всех сторон. Тогда мы все смеялись, читая эти прокламации, продолжая наступать и гнать красных. Заканчивались же прокламации словами: «Всякому честному офицеру найдется достойное место в Красной армии и что, если вы не потеряли способность, то вы должны понять, что вас обманывают...» и т. п.

Наступая в направлении Бахмута, к вечеру 15-го мая мы заняли станцию Майорское, а 18-го уже прошли и Бахмут. 20-го мая красные попытались наступать на Константиновну, но были отбиты. После этого наши части, перейдя в наступление на этом участке, заняли Новоселовку и Кондратьевку. В наступлении с нашей стороны участвовали также пластунские батальоны и при них орудия Дроздовских батарей.

23-го мая занята была станция Краматорская, где находилась бронебаза красных, а на Краматорском заводе изготовлялись бронепоезда красных, в том числе и, уже захваченные Добровольцами, бронепоезда: «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург».